Пятница, 26.04.2024, 01:15
Меню сайта
Друзья Custom26
Статистика
TopMoto.ru - рейтинг мото - сайтов
Новое на форуме
  • нужна помощь (18)
  • Электронный впрыск топлива на мотоциклы Днепр и Урал (5)
  • бсз (1)
  • Трубогиб (13)
  • алмазные диски (1)
  • Продам Иж юпитер-5 переделанный под чоппер (0)
  • Может кто знает где можно купить магниты на номер (0)
  • Uraley@Dneperson (0)
  • Сколько можно ездить боком на кривом оппозите? (2)
  • Бесхозный сайт (1)
  • Мутант оппозитный, долгостройный. (133)
  • ОБОД (10)
  • Слайдеры для мотоциклов (0)
  • ФУОЗ зажигание сарумана (0)
  • Повышение мощности двигателя (7)
  • Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS

    На Главную сайта |
    [Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Dimos, Berkut  
    Форум мото-самоделкиных » Самопал » Тех. Бюро » Мотоцикл выучился «ходить на лыжах»
    Мотоцикл выучился «ходить на лыжах»
    Romzes Дата: Пятница, 09.01.2009, 09:58 | Сообщение # 1
    Admin
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1014
    Статус: Offline
    И. ЮВЕНАЛЬЕВ.

    «ЭКСПРОМТ»

    Снегоход, изготовленный В. И. Шадриным, — это не мотонарты. Автор конструкции задался целью сделать зимний «вездеход» из мотоцикла ижевского завода с минимальной переделкой для повышения проходимости по заснеженному пути.

    В передней части снегохода, получившего название «Экспромт», вместо рулевого колеса установлена сочлененная лыжа. Ее направляющая часть соединена с поворотной вилкой мотоцикла и является управляющей. Задняя часть лыжи имеет наклонную ось для соединения с передней поворотной частью. Она присоединена к вилке через муфту, а через амортизатор — к раме мотоцикла. В продольном направлении эта часть лыжи неподвижна. Она же является и несущей: на нее передается вес машины и водителя. Благодаря амортизации лыжа обеспечивает мягкость движения по неровностям дороги. Интересно, что снятое переднее колесо не осталось без дела: оно установлено за задним колесом и присоединено к раме мотоцикла маятниковыми растяжками и стержнем-амортизатором.

    На оба колеса надета гусеничная лента. Ее натяжение, помимо стержня-амортизатора, обеспечивается натяжным устройством, смонтированным на концах маятниковых рычагов.

    Гусеничная лента проходит непосредственно по ободам колес. Внутренняя ее часть из протектора колес автомобиля «ГАЗ-51». Наружный слой — резинотканевая лента толщиной 5...6 мм и шириной 125 мм. Для обеспечения хорошего сцепления со снегом и предотвращения пробуксовки ленты на ее наружной стороне установлены грунтозацепы, изготовленные из листового дюралюминия или нержавеющей стали. Размер уголка грунтозацепа — 25x25 мм.

    Несколько наклонное расположение колес (см. чертеж) не случайно. Это обеспечивает более высокое удельное давление на задний конец гусеничной ленты, улучшая тем самым сцепление ее с грунтом.

    Верхняя часть гусеницы закрывается коробчатым кожухом. Он предохраняет водителя от захватываемого гусеницей снега. Кроме того, на кожухе крепится багажник.

    * * *

    В своем стремлении приспособить обычный мотоцикл для движения по снегу В. И. Шадрин не одинок. За последнее время любителями выполнены различные конструкции, повышающие проходимость мотоцикла. В этом направлении работают А. Светлешов из Куйбышевской области, П. Копляров из Красноярского края и другие. Но, к сожалению, пока еще не найден такой вариант, который при минимальной переделке, наименьшем количестве новых деталей обеспечивал бы желательную проходимость мотоцикла по зимнему бездорожью.

    А такая конструкция очень нужна. Многие тысячи мотоциклов в заснеженных районах страны используются, как правило, только в летнее время, то есть всего 2—3 месяца в году.

    Снегоход «Экспромт»: 1 — двигатель мотоцикла «ИЖ-49», 2 — амортизатор второго колеса, 3 — кожух гусеницы, 4 — переставленное переднее колесо мотоцикла в качестве заднего ведомого, 5 — гусеница, 6 — маятниковая растяжка для крепления ведомого колеса, 7 — косынка для крепления растяжки (приваривается к задней вилке), 8 — амортизатор лыжи, 9 — лыжа (неуправляемая часть), 10 — поворотная втулка, 11 — амортизатор конька, 12 — поворотная часть лыжи — конек.

    «ЯКУТИЯ»

    Иннокентий Александрович Карелин занимается мотонартами не первый год. Прежде чем получилась надежная, вполне работоспособная машина, испробовал не один вариант. Одной из главных задач, которую в основном пришлось решать, была конструкция гусеничной ленты.

    Дело в том, что в суровых зимних условиях Якутии, когда температура воздуха падает ниже — 50°, снег становится похожим на абразивный порошок. Лыжи по нему не скользят, а резинотканевая лента, обычно используемая любителями для гусениц, становится хрупкой. После 3—8 км пути она ломается, выкрашивается и становится непригодной. И. А. Карелин, проделав ряд экспериментов, остановился на металлической гусеничной ленте.

    С традиционным средством передвижения таежного охотника — лыжами, подбитыми мехом, сегодня соперничают мотонарты с металлической гусеницей. Их построил читатель нашего журнала И. А. Карелин из поселка Пеледуй Якутской АССР.

    Основой такой ленты стала ролико-втулочная цепь, с которой входит в зацепление ведущая звездочка гусеницы. На звенья цепи, через одно, наварены фигурные стальные пластины, составляющие опорную часть ленты. Размер каждой — 400 мм — определяет ширину ленты. Со стороны цепи к пластинам приварены направляющие ребра, не позволяющие ленте сходить с опорных катков.

    Для повышения прочности между звеном цепи и направляющими катков наварены дополнительно ребра жесткости. С наружной стороны пластин приварены грунтозацепы, состоящие из основного гребня, ребра прочности и угловых опор. Пластины ленты между собой связаны только цепью, имеющей шаг 67 мм. Звенья ее соединяются шкворнями Ø12мм. Подобная конструкция ленты обеспечивает ее достаточную гибкость и позволяет легко преодолевать даже такие препятствия, как стволы поваленных в тайге деревьев.

    Необычно выполнено и натяжение ленты. Натяжные катки соединены с осью каретки через пружинный амортизатор, постоянно обеспечивающий ее натяжение. Восемь опорных катков ленты Ø360 мм посажены на качающиеся каретки. Оси закрепляются в жестких кронштейнах рамы, в текстолитовых ползунах, передвигающихся по вертикальным прорезям и амортизируемых спиральными пружинами.

    Оси опорных катков снабжены шариковыми опорными подшипниками № 204, а оси натяжных катков — № 205.

    Корпус мотонарт представляет собой плоскую раму, сваренную из стальных труб Ø38 мм. В передней части трубы согнуты наподобие носка лыжи и снизу, до гусеницы, обшиты листовым дюралюминием.

    Двигатель, управление и прочие узлы крепятся к раме корпуса на приваренных к трубам кронштейнах.

    Гусеничная лента сверху закрыта металлическим коробом, который болтами крепится к ушкам на раме. Он одновременно придает продольную жесткость корпусу. На нем размещены сиденья водителя и пассажира, взятые от мотоцикла. Они закреплены на кронштейнах и имеют амортизацию. В задней части кожуха на ложементах расположен бензиновый бак, который крепится стальными стяжными полосами.

    На мотонартах И. А. Карелина работает мотоциклетный двигатель «ИЖ-56» мощностью 13 л. с. Для обеспечения нормального температурного режима он оборудован самодельным вентилятором с кожухом, направляющим поток воздуха на оребрение цилиндра. Вентилятор работает от специального привода, для чего на хвостовике коленчатого вала, на котором устанавливался генератор, на конусе расположен шкив под клиновидный ремень. Второй, ведомый, шкив крепится на оси крыльчатки вентилятора. Система зажигания на двигателе выполнена от магнето. Привод магнето, его муфта, соединяется с двигателем через шкив привода вентилятора.

    Силовая передача от мотора до ведущего вала гусеничной ленты включает в себя коробку скоростей, обеспечивающую изменение тягового усилия и имеющую переключение и на задний ход. Передача от мотора на коробку скоростей и от нее на ведущий вал гусеницы — цепная,

    Управление машиной осуществляется двумя передними лыжами; рулевая колонка — автомобильного типа. Для увеличения надежности привод управления на лыжи выполнен по параллелограммной схеме, с двумя поперечными тягами.

    Рис. 4. Схема мотонарт «Якутия»: 1 — двигатель, 2 — звездочка привода коробки скоростей от двигателя, 3 — коробка скоростей, 4 — рулевое колесо, 5 — капот, 6 — гусеница, 7 — сиденья, 8 — бортовая пружинная подвеска задних катков, 9 — бензобак, 10 — бортовая пружинная подвеска задних катков, 11 — натяжные катки, 12 — пружинно-телескопическое натяжное устройство гусеницы, 13 — подвеска задних направляющих катков, 14 — направляющие катки, 15 — траки гусеницы, 16 — подвеска передних направляющих катков, 17 — ведущая звездочка гусеницы, 18 — звездочка привода от коробки скоростей, 19 — рама мотонарт, 20 — тяги рулевого управления, 21 — рулевая колонка, 22 — колонка подвески лыжи, 23 — рессора лыжи, 24 — лыжи.

    Рис. 5. Конструкция бортовой подвески: 1 — рама мотонарт, 2 — направляющие кницы, 3 — пружина, 4 — ограничитель пружины, 5 — цапфа оси подвески.

    Рис. 6. Конструкция траков: 1 — трак, 2 — цепь, 3 — направляющие катков, 4 — ребро жесткости, 5 — грунтозацеп (увеличено по отношению к рисунку 5 в 2 1/2 раза).

    Рис. 7. Поперечное сечение лыжи: 1 — дерево, 2 — нержавеющая сталь толщиной 1,5 мм, 3 — стальной подрез лыжи (уголок 25x25).

    Источник: "Моделист-Конструктор" 1974, №2

    Чертежи для печати http://mkmagazin.almanacwhf.ru/mk_other/okb_mk/draw/7402_snegohody.rar

     
    Romzes Дата: Пятница, 09.01.2009, 10:01 | Сообщение # 2
    Admin
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1014
    Статус: Offline
    Мотоцикл выучился «ходить на лыжах». Попытки наделить его таким качеством делались и раньше, но не давали в полной мере желаемого результата. Лыжи, сконструированные юными техниками из Вареговской школы, оказались более удачными. На нашей цветной вкладке показан их общий вид (на мотоцикле ЧЗ-250) и отдельные блоки конструкции. Сами лыжи юным конструкторам «пожертвовал» школьный преподаватель физкультуры. Их требуется пять штук — одна 12 для переднего колеса, две для изготовления подножек 6 и две для изготовления боковых (опорных) лыж 8.

    Кронштейны 1 и 2, с помощью которых лыжи крепятся к мотоциклу, изготовляются из мягкой стали, рычаги подвески 3 и 4 — из водопроводной или газовой трубы диаметром 20,9 мм в соответствии с чертежами, приведенными на рисунке 1.

    Подножки 6 шарнирно соединяются с рычагами подвески 3 и 4, а эти последние — с кронштейнами 1 и 2, установленными на мотоцикле, как показано на рисунке и схемах. К подножкам также шарнирно с помощью детали 7 крепятся боковые лыжи 8. Детали 10 служат ограничителями их отклонений при езде по неровной дороге.

    К переднему колесу с помощью башмака 9 крепится рулевая лыжа 12. На ее скользящей поверхности имеются направляющие, изготовленные из дюралевого угольника, как показано на рисунке 1. Рулевая лыжа легкосъемная; это позволяет, демонтировав ее, продолжать движение по дорогам, свободным от снега. Боковые лыжи в этом случае поднимаются вверх и закрепляются ремнем, не мешая водителю.

    Для повышения сцепления ведущего колеса мотоцикла с поверхностью дороги на него устанавливаются цепные манжеты противоскольжения или металлические шипы, как показано на рисунке 1. Манжеты удобнее, если машина будет эксплуатироваться на дорогах с различным покрытием: при выезде на асфальт их можно быстро снять. Шипам следует отдать предпочтение в том случае, когда мотоцикл применяется только на заснеженных или обледенелых дорогах (например, для зимней подледной рыбалки).

    На рисунке 2 показано, как изготовить кронштейны для крепления рычагов подвески лыж к раме мотоцикла. В концах втулок переднего кронштейна делаются кольцевые пазы, в которые входят болты, ограничивающие поворот рычагов. Задние кронштейны несколько сложнее. Они крепятся к раме мотоцикла в двух точках — на место подножек пассажира и водителя. У мотоцикла ЧЗ-250, имеющего с правой стороны рычаг ножного тормоза, правый кронштейн немного отличается от левого. Бобышки служат для установки параллельности кронштейна. Они изготовлены из текстолита. Детали 7 (рис. 1). служат для шарнирного соединения подножки с лыжей. 3 и 4 — рычаги, соединяющие подножки с мотоциклом. В передних рычагах 4 для их крепления, во втулках кронштейна сверлятся сквозные отверстия под резьбу М6, но резьба нарезается только в верхней стенке, чтобы при завинчивании соединительного болта проточка на его конце вошла в противоположное отверстие заподлицо. Деталей 10 изготовляется четыре штуки. Они крепятся к лыжам четырьмя шурупами каждая и предохраняют их от бокового смещения при езде по неровной дороге. Втулки крепления нижних рычагов подвески к подножкам (рис. 1, поз. 5) устанавливаются на болтах М6. Во всех соединениях со стороны шплинтов ставятся шайбы толщиной 2—2,5 мм. Боковые лыжи изготовлены из списанных школьных лыж с мягким креплением. Подбирались такие, у которых обломаны только носки. Их распаривали в кипятке и снова загибали. Для лучшего скольжения снизу подложили листовой дюраль. Подножки также из поломанных лыж. Взята средняя часть, длиной 840 мм, и на концах ее запилены шипы, которые входят в «окна» деталей 10. Рулевая лыжа должна быть не более 940 мм длины, иначе затрудняется управление мотоциклом, особенно на большой скорости.

    Сборку конструкции производят в такой последовательности: сначала на мотоцикл устанавливают передний и задний кронштейны, добиваясь, чтобы втулки крепления рычагов находились на одной высоте. Затем лыжи соединяют с подножками, чтобы они свободно двигались на шарнирах и в направляющих. После этого, поставив мотоцикл на ровное место, лыжи в сборе с подножками подводят на свои места. Проверив правильность их положения, размечают отверстия и сверлят под болты М6. На левом заднем рычаге шарнирно крепится откидная стояночная подножка. Она хорошо видна на рисунке.

    В заключение отметим, что езда на мотоцикле, оборудованном лыжами, имеет некоторые особенности. Осваивать ее, особенно начинающим водителям, следует осторожно, сначала без рулевой лыжи, на среднеукатанных снежных дорогах, и только после этого переходить к езде с рулевой лыжей по мягкому снегу. На руле желательно установить ветровое стекло с «рукавами» из теплой ткани, а по бокам — металлические щитки для защиты ног.

    Рис. 1. 1 — задний кронштейн подвески, 2 — передний кронштейн подвески, 3 — задний рычаг, 4 — передний рычаг, 5 — втулка крепления рычага к подножке, 6 — подножка. 7 — шарнир подвески лыжи, 8 — боковая лыжа, 9 — башмак крепления передней лыжи, 10 — ограничитель движения боковой лыжи, 11 — направляющие полозья передней лыжи, 12 — передняя (рулевая) лыжа.

     
    Romzes Дата: Пятница, 09.01.2009, 14:19 | Сообщение # 3
    Admin
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1014
    Статус: Offline
    Вот если бы Kanapur'у Дрифта на такие лыжи. И сани на буксир. Вот енто была бы тема eek
     
    Колючий Дата: Пятница, 09.01.2009, 16:26 | Сообщение # 4
    Группа: Проверенные
    Сообщений: 45
    Статус: Offline
    все енто клево но снег в нужном количестве у нас бывает крайне редко mellow . у меня был такой опыт на базе тулы cool . испытывали по грязи, поехала не плохо но не далеко angry ,итог сдали на металолом из за отсутствия места хранения cry
     
    Romzes Дата: Пятница, 09.01.2009, 16:29 | Сообщение # 5
    Admin
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1014
    Статус: Offline
    Колючий, ну дык в свете последних погодных условий тема становится актуальной eek
     
    Колючий Дата: Пятница, 09.01.2009, 16:34 | Сообщение # 6
    Группа: Проверенные
    Сообщений: 45
    Статус: Offline
    а время сборки? eek за две недели не собрать! cry
     
    Berkut Дата: Суббота, 10.01.2009, 08:50 | Сообщение # 7
    Большой, нелетающий птиц
    Группа: Модераторы
    Сообщений: 387
    Статус: Offline
    Зато на следущий год уже будет конкретный план действий biggrin Можно будет подготовиться как следует.
    Последний вариант очень даже ничего!
     
    Колючий Дата: Суббота, 10.01.2009, 09:03 | Сообщение # 8
    Группа: Проверенные
    Сообщений: 45
    Статус: Offline
    ну если есть свободное место в гараже и куча свободного времини mellow
     
    Romzes Дата: Суббота, 10.01.2009, 10:40 | Сообщение # 9
    Admin
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 1014
    Статус: Offline
    Berkut, мне чуток проще - поставлю автошиповку и вопрос с зимней резиной отпал laugh
     
    Форум мото-самоделкиных » Самопал » Тех. Бюро » Мотоцикл выучился «ходить на лыжах»
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:

    Хостинг от uCoz