Сленговое словечко chopper имеет американское происхождение и хамелеонистый характер. Согласно толкованию английских словарей, под него ловко подпадает сразу несколько предметов - от ножа до вертолета, причем не выходящих за рамки сурового мужского владения и соответствующих понятию “индивидуальный заказ”. Однако в последние три десятилетия правом называться чопперами завладели весьма необычные двухколесные машины. Каким образом прицепилось это словечко к мотоциклам, сегодня растолковать уже никто не берется. По одной из версий, название позаимствовано из лексикона технарей, подразумевающих под чоппером колун, рубило, массивный нож и т. п. Люди с гуманитарным складом ума ссылаются на hopper (сокращение от grasshopper - кузнечик), усматривая внешнее сходство с усатым и ногастым насекомым. Взяв за основу поведения на этом двухколесном агрегате чопорность, окажется, что “чоппер” логично происходит от этого английского понятия. Вовсе не к своему стыду, а к досаде мотофанов городской обыватель легко спутает кроссовый мотоцикл с шоссейно-кольцевым по причине кричащего раскраса обоих. Но даженезамутненный техническим прогрессом взор светской дамы без труда опознаетдерзкий образец чоппера. Высокий руль, напоминающий рога лесного оленя не-померно увеличенный вылет тонкой вилки, двухуровневое седло, часто со спинкой, узкое переднее и широкое заднее колеса, бензобак в форме дождевой капли, глазастая фара - вот портрет чоппера. Особые приметы: много добротной кожи, блестящих хромированных деталей и никаких обтекателей, литья и оргстекла. Черный, темно-вишневый, насыщенно-синий, шоколадный окрас такой машины вовсе не преследует цель вызвать мрачные мысли, но настраивает на классический мотостиль.
Символом чоппера всегда был и остается вороной “Харлей” в хромированной упряжке. Выпестованный американскими солдатами послевоенного времени, чоппер быстро стал достоянием городского андеграунда, своеобразной мотосубкультурой. Возможность самовыразиться, нанизывая дерзкие фантазии на базу стандартного мотоцикла, покорила поколения “потерянных” Хемингуэя и “разгневанных” Осборна. Но на более длительное владение этой авангардистской игрушкой стали претендовать рокеры.
Индивидуалистический бунт чоппера произошел в Штатах в пятидесятые, в течение последующего десятилетия увлечение накатило на все американское побережье, а в семидесятые залихорадило Европу. Американская зараза на европейский континент проникла вместе с фильмом “Беспечный ездок”. Перед неискушенным взором европейцев нагло проехал Питер Фонда (Капитан Америка) на переделанном из “Харлея” чоппере.
Как любой андеграунд рано или поздно находит пристанище у истеблишмента, так идея эксклюзивности “чопперовых” моделей отлично послужила фирменному производству моторов. Серийный выпуск чопперов начался в 1971 году, когда на моторынке США был представлен Harley-Davidson Super Glide. Внук основателя харлеевской фирмы Уильям Дэвидсон “скрестил” две классические модели: взял передок от легкого Sporter и приставил к нему тяжеловесный зад от Elektra Glide. A дальше пошли-поехали по харлеевскому конвейеру двухколесные машины с высоким рулем, сильно удлиненной базой, мощным задом и длинным носом.
Не утаилась мотоновация и от прищуренного, но прозорливого японского взгляда. Мотоциклетные производители Японии - “Yamaha”, “Kawasaki”, “Honda” - моделировали двухколесники на основе машин с большой кубатурой и стилизовали их под “Харлеи”. Техническое цитирование привело к такому коммерческому успеху, что в 1980 году “Ямаха” выпустила откровенный чоппер - модель XY 750 Spesial. “Дурной” пример оказался заразителен настолько, что до сих пор все мотоциклетные гиганты считают своим долгом наряду с мотоциклами других классов: кроссовыми, дорожными, шоссейно-кольцевыми и внедорожниками - выпускать по меньшей мере два-три образца чопперов.
Попробуйте “прикинуть” посадку чоппера на дорожном мотоцикле при 160 км/час на спидометре - сдует мгновенно. Чоппер же позволяет хозяину устроиться максимально комфортно. Высокий руль диктует гордую осанку, низкое сиденье позволяет вальяжно вытянуть ноги, не рискуя протянуть их на асфальте: чоппер очень устойчив. Но его проходимость оставляет желать лучшего; ни к бабушке в деревню, ни в поля за васильками для подруги на таком мотоцикле не поедешь. Вихрем промчаться перед ошеломленной публикой - привилегия шоссейно-кольцевого мотоцикла. У чоппера - другой расчет. Его девиз: тише едешь - виднее будешь. Размеренный стиль езды вполне отвечает демонстрационным планам ездока. Кстати, нерезвость чоппера сослужила его владельцу хорошую службу, сделав его самым безопасным среди городских двухколесников. Лишенный привилегии прорезать воздух с реактивной скоростью (его максимальная скорость, до 250 км/ч, редко используется), чоппер получил “шумовую” привилегию. Никогда не сравнится деликатно похрюкивающий движок шоссейно-кольцевого мотоцикла с глубоким урчанием чоппера. “Проплыть” на чоппере без глушителя считается хорошим тоном…
Вспыльчивый характер чоппера никак не касается его хозяина. Рулевой предельно спокоен, исполнен чувства собственного достоинства и придерживается философского взгляда на вещи. Управляющий чоппером ведет себя на дороге примерно так же, как водитель кабриолета: с явным преимуществом перед другими своими собратьями. А менее эстетствующая, но более практичная братва относится к чопперам - равно, как и к кабриолетам - снисходительно. Снисхождение это обоснованно. Чопперы не наделены техническими преимуществами. Их двухцилиндровые, V-образные, четырехтактные, низкооборотные двигатели имеют объем от 250 до 1500 куб. см, мощность от 40 до 140 л. с., скорость - до 200-250 км/ч.
Самые ходовые на потребительском рынке среди японских машин серии “Ямаха-Вираго”, “Кавасаки-Сумо”, “Хонда-Магна”, “Сузуки-Интрудера”. Особняком стоит группа, прозванная “могучими чопперами” (mighty choppers) за мощный четырехцилиндровый двигатель. Суперчоппер этой группы -Yamaha-V-Max - имеет мощность 145 л. с. Чопперы с рабочим объемом от 400 до 1000 куб. см делают итальянские фирмы “Морини” “и “Мото Гуцци“. А “Каджива” и “Джилера” выпускают почти “ручные” модели - с одноцилиндровыми двухтактными двигателями объемом от 50 до 125 куб, см. Из всех мировых лидеров мотопроизводства чопперами пренебрегла одна лишь баварская BMW (до недавнего времени! - прим. Shved).Если по техническим характеристикам европейские модели смогли составить конкуренцию харлеевским, то до престижности и ценовых вершин американских чопперов им еще далеко. Honda VT 1100 в Москве можно купить за 13 тысяч долларов, Yamaha XV 1100 - за 11 500 долларов, в то время как отпускная цена на харлеевский “Лоу Райдер” равняется 27 тысячам, а чоппер класса “Эволюшн” грозит стянуть с вашего банковского счета 40 тысяч.
Обладатель фирменной модели чоппера своим прикидом обязан соответствовать внешним признакам ковбойства, отягощенного техническим прогрессом. Кожаная, проклепанная металлом куртка, добротные джинсы, открытый шлем типа highway patrol, очки “ностальгия по первым авиаторам” - все детали должны свидетельствовать о том, что чоппер - это престижно и дорого. На Западе в такие игрушки любят играть GIN YAPPIE. Отечественные же байкеры, подхватившие манию чопперства в середине восьмидесятых, продолжают отстаивать оголтелость движения, самодельность и эксклюзивность машины, придерживаясь в одежде босяцкого стиля.
В знак уважения перед байкеровско-харлеевскими традициями в англоязычных странах производители серийных чопперов отказались от самого названия “чоппер”, отдавая его на откуп народным умельцам. В США и Англии к фирменным моделям применяют термин cruiser. Очевидцы рассказывают, что самые дерзкие длинноусые модели встречаются сегодня в таких недерзких странах, как Швеция и Норвегия. В Германии на длинные мотоциклетные вилки наложили запрет из соображений безопасности (в случае использования некачественной стали они иногда лопаются, и происходит это обычно в самый неподходящий момент). Отечественные байкеры, называя фирменные чопперы “японским западлом”, всем мотоциклам предпочитают родной “Урал”: дешево (штука баксов) и сердито (страшнее “Урала” может быть только “козел” - “УАЗ”). Но зато удлинил вилку, переварил раму, вынес тормоза и коробку передач вперед, и из отечественного чудища вышла авангардная красавица.
Владельцы чопперов предпочитают сбиваться в стаи и летать по трассам. Но застать их в полете - дело случая. Обнаружить “одинокого волка” на чоппере - дело редкого случая. С привычками чопперов лучше соотносится понятие “общая стоянка”. Сочиненный для вольных поездок по американским хайвеям и выросший в рамках культуры стрит-байк чоппер, испытавший влияние ретро-военного и строго-английского стилей и соответствующий по духу крайним литературным пристрастиям - от “Прощай, оружие!” до “Здравствуй, грусть”, сегодня служит одновременно лихим рокерским командам и сдержанным банковским управляющим. Он остается одной из самых манящих железных игрушек в течение последних тридцати лет.
Статья не мой, где спер не помню.